Персональный сайт Попониной Ларисы Анатольевны

Учителя технологии, кубановедения МОУ гимназии № 14 г. Ейска

А ну-ка, казачки

А ну-ка, казачки

Цель:                        популяризация  народной культуры, активизация познавательных                                                               сведений о родном крае, кубанских традициях.

Оборудование:     мультимедийный проектор, кубанские                                                        костюмы, презентация, предметы, необходимые для конкурсов.

Подготовка зала:  Зал украшен шарами, лентами, плакатами кубанской тематики

                                                                              Ход занятия:

 

                – Здравствуйте, мы рады вас приветствовать на конкурсе «А, ну-ка, казачки!». Сегодня в нашем конкурсе принимают участие две команды – это девочки  7 «А» и 7 «Б» классов. Давайте поприветствуем их. (Команды выходят на сцену).

– Я хочу представить вам членов жюри, которые помогут нам определить сильнейшего в нашем конкурсе. (Представление жюри).

– Итак, мы начинаем наш конкурс. (Звучит весёлая песня, на сцену выходят  обе команды)

                                                               Первый конкурс «Хозяюшка»

                – Командам было дано домашнее задание: придумать  название и  сценку на тему «Без казачки в хате непорядок». Давайте посмотрим, что у них получилось. Но для этого надо определить ,какая команда первая покажет домашнее задание. (Жеребьёвка).

– А теперь мы попросим жюри поставить оценку за 1 конкурс

                                                               Второй конкурс «Стряпуха»

                «Щи, да каша - вот еда наша». А какие типичные кубанские блюда можно приготовить из набора  этих продуктов? ( Командам  раздаются листочки, на которых перечислены продукты.    Необходимо назвать как можно больше блюд, которые можно приготовить их этих продуктов)

Чтец:  Хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

 Ох!...

Вот овощи спор завели на столе –Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?  Капуста? Морковка?  Горох? Петрушка иль свёкла?

 Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла. И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох!...

И суп овощной оказался не плох!

Ну, что ж.Проверим кулинарные способности наших стряпух.

                                                               Третий конкурс «Умелица»

                Для этого конкурса мы приглашаем по одной участнице  от команды. Вам предоставлены в блюдцах крупы. Настоящая казачка сможет определить их даже с завязанными глазами, на ощупь. Посмотрим, как справятся с этим заданием наши умелицы.

(Играет музыка,  и представительницы команд  определяют на ощупь крупы.  Представлены: рис, гречка, манка, горох, овсянка. Жюри оценивает конкурс)

                                                               Четвёртый конкурс «Молодичка»

                Всем известно, что на Кубани любят петь и звонкие девичьи голоса никого  не оставят равнодушным. Этот  творческий конкурс  заключается  в умении привлечь  к себе внимание зала своими музыкальными способностями. (Каждая команда представляет музыкальный номер)

                                                               Пятый конкурс «Матуся»

                Так ласково называли на Кубани маму. Сколько любви и тепла отдают нам наши мамы! Они не спят ночей у детских кроваток,  грустят, когда малыши болеют и радуются, когда детям весело. Они так бережно пеленают своих малюток... Угадайте, какой конкурс сейчас предстоит нашим девочкам? Правильно, нужно запеленать  куклу.

(Заучит музыка, конкурсантки спешат выполнить задание)

                                                               Шестой конкурс «Умница-разумница»

                Наши казачки могут всё: и обед сварить, и ребенка запеленать, и  гостей уважить. А ещё они у нас умницы -знают очень много загадок.

Всех на свете обшивает,

Что шьёт – не надевает (игла).

                                                               Инструмент бывалый –

                                                               Не большой, не малый.

                                                               У него полно забот:

                                                               Он и режет, и стрижёт (ножницы).

 Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

                                                               Мягок, бел, весь мир одел (лен).

 Сколько раз крутится, настолько и вырастает (веретено).

                Ну а теперь вы загадывайте загадки. И пусть все ребята их отгадывают

 

 

Говорят, у девочек руки не простые.

Говорят, у девочек руки золотые.

Вышивают, шьют, плетут,

И частушки нам споют.

Пришли к нам с изделием

Со всяким рукоделием,

С лентами, платками,

С узорчатыми кружевами!

Кто сказал – частушка, вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

                Правильно ребята, сейчас конкурс  «Частушка-нескладушка»

                 На сцену выходят 3-5 девочек (желательно – из конкурсанток) в народных костюмах с платочками в руках, под  аккомпанемент баяна весело и задорно поют частушки.

Мы кубанские девчата,

Интересно мы живём

Про народные ремёсла

Вам частушки пропоём.                            Ах, сколько руки эти

                                                                              Чудесного творят!

                                                                              То шьют, то вышивают,

                                                                              То что-то мастерят.

Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица.                                         Шила, шила сарафан –

                                                                              Исколола пальчики.

                                                                              А надела сарафан –

                                                                              За мной гурьбою мальчики.

Дайте лён, дайте лён

И десятка  веретён.

Стану прясть попрядывать,

На дружка поглядывать.                           Ах, булавки и иголки,

                                                                              Нитки, ножницы, тесьма,

                                                                              И узор на тонком шёлке,

                                                                              А на шерсти бахрома.

Моя прялка не прядёт,

Колесо не вертится.

Что-то милый не идёт,

Видно долго сердится.                              Мы не все частушки спели,

                                                                              Знаем много мы втроём.

                                                                              Приходите в гости снова,

                                                                              Мы другие вам споём.

                Мы попросим жюри оценить последний конкурс и подвести итоги. Предоставляется слово членам жюри. Награждение команд.

                – Я поздравляю наших прекрасных победительниц и высказываю своё восхищение всем участникам. Наш сегодняшний конкурс ещё раз доказал, что на Кубани живут славные казачки Секрет их победы прост: надо любить  всякое дело, которым занимаешься, и оно принесет радость, успех и признание. А впереди еще целая жизнь. Надо все успеть, все узнать и всему научиться! Но самое главное, надо любить ту землю, которая взрастила тебя , свою Родину , свой народ. С праздником, дорогие ребята!

                Под музыку и аплодисменты зрителей команды покидают сцену. Вот и кончилась игра, всем домой спешить пора! Пришло время расставанья, до следующего гулянья! Завтра ждёт всех день забот, на прощанье – хоровод!

 

                Девочки выходят на поклон. Звучит музыка.  Зрители и болельщики поздравляют конкурсантов