Персональный сайт Попониной Ларисы Анатольевны

Учителя технологии, кубановедения МОУ гимназии № 14 г. Ейска

Авторская программа кружка «Рукодельница»

Авторская программа кружка «Рукодельница»

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

гимназия № 14 имени первого лётчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина

  города Ейска

муниципального образования Ейский район Краснодарского края

 

 

 

                                                     Утверждаю

                                                     Директор

                                                     МБОО гимназия № 14 г. Ейска

                                                     Кравцова А.П.

 Протокол № 1 педагогического  совета

 от 29.08.2014г.

 

 

Авторская программа

кружка

«Рукодельница»

 

г. Ейск, 2014

                                                 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

  Курс программы предназначен для учащихся  5-6 классов общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся национального самосознания, воспитанию любви к родному краю, патриотизма.

 Создание данной программы продиктовано потребностями времени: необходимостью возрождения традиционной национальной культуры края, обращением к истинным духовным ценностям народа с целью воспитания современной  личности, бережно относящейся к родной кубанской истории  и культуре. 

 Программа  предусматривает теоретическую и практическую части.  Логическим завершением курса является защита творческого проекта. Проектной деятельности предшествует изучение следующих тем: «Декоративно-прикладное искусство», «Направления и виды творчества», «Аппликация из природного материала», «Православные праздники», «Кубанское подворье», «Вышивка в одежде кубанского казачества» и др.

Программа курса включает ряд важных для жизни, развития и воспитания аспектов: общение в семье, поведение в обществе, работа в доме, благодаря которым формируется человеческое сознание, личность, одним из  смыслов  жизни которой будет семья, благополучие близких людей, сохранение и приумножение семейных, национальных традиций,  любовь к родной культуре. 

Программа кружка «Декоративно-прикладное творчество » рассчитана на 68часов, так как занятия проводятся 2 раза в неделю и   направлена на решение следующих целей и задач:

          Цель: - знакомство с декоративно-прикладным искусством как частью культурного наследия Кубани;

 

          Задачи:  - создание условий для формирования знаний  и практических умений в области прикладных видов искусств;

     -формирование понимания возможности применения творческих способностей в дальнейшей жизни и в профессиональной карьере;

                     - развитие самостоятельности, творческой активности;

                     - формирование навыков ручного труда;

                     - воспитание трудолюбия, коллективизма, патриотизма. Контроль  выполнения данной программы осуществляется по следующим параметрам: степень самостоятельности учащихся; характер деятельности (творческая, репродуктивная); качество выполняемых работ.

 

                   Требования к знаниям и умениям учащихся

 

Учащиеся должны знать:

                           --виды и направления декоративно – прикладного                 творчества;

                           -приёмы выполнения и последовательность работ необходимыми инструментами;

                          -культурные и православные традиции казачества;

                          -особенности быта кубанских казаков. 

Учащиеся должны уметь:

                         - выделить и обработать необходимую теоретическую информацию;

                         - под руководством учителя или самостоятельно планировать последовательность работ, осуществлять самоконтроль;      

                         - работать индивидуально и в группе с опорой на готовый план;

                        - организовать рабочее место, соблюдать правила безопасной работы;

                       - представлять свою работу, мотивируя цель её изготовления, излагая подробный план.

                         

              В программе представлены следующие виды декоративно-прикладного искусства:  аппликация из различных материалов, макетное проектирование, вышивка, кубанский  народный костюм.

    

Особенность  данной программы в том, что

- непосредственное знакомство с видами декоративно-прикладного искусства происходит в художественном салоне (музее), при встрече с художниками, мастерами;

     - при выполнении проекта «Кубань православная» целесообразно  организовать экскурсию  в православный храм, знакомство с историей и архитектурой храма, встреча со священнослужителями;

     - приветствуется непосредственное участие родителей или др. членов семьи при выполнении различных работ;

- при составлении программы учитывались не только возрастные   особенности детей, но и творческие возможности учащихся (Т.е. программа имела целевую направленность).

 

 Форма организации образовательного процесса: работа в группах, индивидуальная деятельность. Эффективны и нетрадиционные формы, такие,  как встречи с художниками, мастерами, заочные путешествия, фольклорные праздники, презентации, викторины, ярмарки, выставки работ, творческие отчёты, и т. д.

 

Образовательный процесс предполагает использование следующих  методов обучения:

               Словесный (на каждом занятии учитель излагает теоретический                                 материал, ученики осмысливают и воспринимают его);

Иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, готовой поделки, образца и др.);

Проблемно-поисковый (педагог ставит проблемы и вместе с детьми ищет пути их решения);

Практический (учитель даёт пояснительные инструкции, затем учащиеся выполняют практическую работу);

Самостоятельная работа (руководствуясь рекомендациями учителя, ребёнок самостоятельно выполняет работу).

 

Программа способствует

           

              -повышению интереса к культурным традициям родного края;

               -развитию познавательной и творческой активности детей;

               -формированию нравственных ценностей;

               -расширению политехнических знаний;                                                                                                                                                                                       

     -повышению культуры общения детей;

               -укреплению веры детей в свои способности.

 

              Прогнозируемые результаты

 

   На занятиях кружка  дети ознакомятся с видами декоративно-прикладного творчества. Научатся проектировать и выполнять, представлять на обозрение  различные виды  творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит и познания в области традиционной культуры Кубани. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного труда, умением организовывать свою деятельность. Умение выполнять работу творчески поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

 

Примечание: Ограниченное количество часов не даёт возможности глубоко изучить декоративно-прикладное творчество Кубани.  Поэтому данный образовательный курс предназначен  для ознакомления с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства и выполнению работ, не требующих затрат значительного количества времени.

 

 

                                               Содержание программы

№ №

п/п

                         Тема занятия

 

всего

     Кол-во часов

теоретические

практические

выходные занятия

(экскурсии)

1

Вводное занятие. Понятие декоративно – прикладного искусства. Знакомство с видами творчества и его направлениями.

14

1

11

2

2

Выполнение картины из природного материала «Люблю тебя, мой край кубанский»

10

1

9

 

3

Знакомство с православной культурой кубанского казачества, выполнение картины из бисера «Кубань православная»

10

1

7

2

4

Выполнение макета « Пасха в кубанской семье»

8

1

7

 

5

Знакомство с бытом и культурой кубанского казачества, работа над макетом «Кубанское подворье»

10

1

9

 

6

 

7

Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде.

Защита творческого проекта

12

 

4

1

11

 

 

 

Итого:

 68

 

6

 

54

 

4

 

Примечание. Беседы по теории являются составной частью каждого занятия.

 

 

            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                      

п/п

       

Тема занятия

    

Дата

Форма занятия

Примечание

1

Вводное занятие.

Цели и задачи курса.

Понятие декоративно – прикладного искусства.

4.09-5.09

Лекция с элементами демонстра

ции

Использование фрагмента фильма о ДПИ

2

Знакомство с видами творчества, его направлениями.

11.09-12.09

практикум

Демонстрация презентации

3

Необходимый инвентарь, инструменты. Организация рабочего места.

18.09-19.09

практикум

Встреча с мастерицей А.Боздаренко

4

Экскурсия в художественный салон. Знакомство с декоративно – прикладным творчеством ейчан.

25.09-26.09

Урок-экскурсия

Беседа с худож

ником

5

Кубанские мотивы в творчестве художников.

2.10-3.10

Практич.

работа

Сопровождается показом готовых поделок

6

Знакомство с технологией аппликации из различных  материалов.

9.10-10.10

 

Практич работа

 

7

Знакомство с технологией аппликации из природного материала.

16.10-17.10

 

 

8

Составление эскиза картины из природного материала «Люблю тебя, мой край кубанский».

23.10-24.10

Практич.

работа

Целесообразно привлечение родителей

9

 

 

 

10

Работа над картиной «Люблю тебя,  мой край кубанский».

 

Работа над картиной «Люблю тебя,  мой край кубанский».

30.10-31.10

 

 

 

13.11-14.11

 

Практич. работа

 

11

Практическая работа над картиной «Люблю тебя, мой край кубанский»

20.11-21.11

 

Практич работа

 

12

Оформление картины «Люблю тебя, мой край кубанский»

27.11-28.11

 

Практич работа

 

13

Урок-экскурсия

4.12-5.12

Урок-экскурсия

Желательно проведение беседы о православных традициях.

14

Изготовление эскиза картины «Кубань православная» с использованием различных материалов.

11.12-12.12

Практич работа

Возможна  работа в творческих группах

15

Работа над картиной«Кубань православная»

18.12-19.12

 

Практич работа

 

16

Оформление картины

25.12-26.12

 

 

17

Изготовление макета «Рождество на Кубани».

15.01-16.01

Практич работа

 

18

Работа над проектом «Кубань православная».

22.01-23.01

 

 

Интегрир.

занятие

Знакомство с пасхальными традициями

19

Изготовление макета «Пасха в кубанской семье»

29.01-30.01

 

Практич работа

 

20

Работа над макетом«Пасха в кубанской семье»

5.02-6.02

 

Практич работа

 

21

Оформление макета «Пасха в кубанской семье»

12.02-13.02

Практич работа

 

22

Знакомство с бытом и культурой кубанского казачества.  Разработка плана макета «Кубанское подворье».

19.02-20.02

 

Путешест

вие во времени

(урок-игра)

Целесообразно участие членов семьи.

23

Традиции и обряды при строительстве дома.Работа над макетом «Кубанское подворье»

26.02-27.02

 

 

24

Работа над изготовлением каркаса кубанской хаты.

5.03-6.03

 

Практич.

работа

 

25

Внутреннее убранство кубанской хаты.

12.03-13.03

Экскурсия в музей

 

26

Изготовление предметов домашнего скарба, утвари для макета «Кубанское подворье»

19.03-20.03

Урок-практикум

Сопровождается показом готовых поделок и их элементов

27

Знакомство с одеждой кубанцев. Вышивка в одежде казаков

2.04-3.04

 

Урок-встреча с детским фольклор

ным ансамблем «Ейские казачата»

Сопровождается показом кубанского костюма,

исполнением куб. песен

28

Значение символов в вышивке.

9.04-10.04

Практич.

работа

 

29

Выполнение вышивки «крестом» в чёрно-красном цвете.

16.04-17.04

 

Практич.

работа

 

30

Вышивка «крестом»

23.04-24.04

 

 

31

Рушники. Виды рушников. 

30.04-7.05

Практич.работа

Сопровождается показом готовых рушников.

32

Выполнение рушника  в М 1:4.

8.05-14.05

 

 

33

Фольклорный праздник. «На Кубани вырос я».Представление собственных работ

15.05-21.05

Открытое мероприятие-презентация

Фольклорный праздник

34

Итоговое занятие.

22.05-22.05

 

 

 

Итого: 68 часов

 

 

 

 

          

                                   Формы и виды контроля

                                                                                                                                                                               

 

Содержание контроля

Сроки

Формы контроля

Изготовление аппликации из природного материала

Соблюдение техники безопасности, качество выполняемой работы

Постоянно

Беседа, наблюдение

Работа над картиной «Люблю тебя, мой край кубанский».

Качество выполняемой работы, соблюдение техники безопасности.

Постоянно

Беседа, наблюдение

Работа над проектом «Кубань православная».

Уровень самостоятельности при выполнении творческих заданий, безопасность труда, умение работать в группе.

Постоянно

Беседа (в том числе и с родителями), наблюдение

Экскурсии, встречи с интересными людьми

Культура поведения, общения. Развитие речи учащихся

Постоянно

Исправление речевых ошибок, беседы с родителями, учащимися.

Работа над проектом «Кубанское подворье».

Развитие навыков ручного труда, соблюдение безопасности и культуры труда. Развитие познавательных интересов

Постоянно

Беседа, наблюдение

Знакомство с вышивкой.

Развитие творческих способностей. Соблюдение ПТБ, санитарно-гигиенических требований.

Постоянно

Беседа, наблюдение, диагностика

 

 

 

 

7

Работа с одарёнными и трудными детьми

Постоянно

Беседа, наблюдение, индивидуальные задания

8

Соблюдение санитарно – гигиенических требований к рабочему месту

Постоянно

Беседа, наблюдение

 

                                        Использованная литература.

  1. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар,1999.
  2. Гангур Н.А.Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар: Сов. Кубань,1999.
  3. Платонов И. Кубань Православная - Первозванная. Тамань- Краснодар,2000.
  4. Родная Кубань. Страницы истории. Краснодар.2004.
  5. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. ОИПЦ «Перспективы образования»2006.

 6.   Технология. Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательной школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М., Вентана-Граф,2000 г.