Персональный сайт Попониной Ларисы Анатольевны

Учителя технологии, кубановедения МОУ гимназии № 14 г. Ейска

Классный час на тему: «Край ты наш кубанский»

Классный час на тему: «Край ты наш кубанский»

                                 МОУ гимназия № 14 г. Ейска

    Классный час на тему: «Край ты наш кубанский»

                                                        Кл.руководитель 7 «Б» класса

                                                        Попонина Лариса Анатольевна

                                      Г.Ейск, 2009 год

 

Цель занятия: активизировать познавательную деятельность учащихся.

Задачи:                       -в игровой форме повторить имеющиеся знания о родном крае и его                                                культурных традициях;

                                   - формировать представления о долге и ответственности                                                         перед малой родиной- Кубанью;

                                   -вызвать чувство восхищения и гордости своим краем.

Оформление:

                                   -мультимедиапроектор;

                                   -атрибуты казачьего быта: посуда, скатерть, плетень,                                                                поделки.

                                            Ход занятия.

            Под звуки гимна кубанских казаков национальной одежде  входят в класс, здороваются с гостями, рассаживаются все ученики. На сцене остаются чтецы(6 человек).

            Учитель (на фоне тихой музыки): ребята, сегодня мы будем говорить о нашей малой родине, о земле кубанской, на которой нам всем выпало счастье жить. Какая же она,  наша Кубань?

1 чтец:                        Люблю тебя, мой край родной,

                        За ширину земли, за то,

                        Что ты передо мной

                        Дороги расстелил.

2 чтец:                        За все сады и тополя,

                        За радость наших лет,

                        За то, что чёрная земля

                        Рождает белый хлеб.

3 чтец:                        Встало солнце над Кубанью

                        Ветер тронул тополя,

                        Вновь тобою утром ранним,

                        Край родной, любуюсь я.

4 чтец:                        И звенит, не умолкая,

                        Песня звонкая о нём,

                        О кубанском нашем крае,

                        Что мы родиной зовём!

            (На фоне кубанской песни в исполнении вокальной группы на экране сменяются кадры с изображением великолепных пейзажей)

5 чтец:                        Вот они, кубанские просторы

                        Их и птице трудно облететь

                        От Кавказских гор и до Ростова

                        Протянулась наша  чудо-степь.

6 чтец:                        Зреет солнце в виноградных лозах,

                        На баштанах дремлют кавуны,

                        Выйдешь в степь, пьянит янтарный воздух,

                        Хлебный дух родимой стороны.

1 ведущий

            Раскинулся наш край  на 370 км. с севера на юг и на 375 км. с запада на восток.  Наши просторы  – более 76 кв. км. Если захочешь обойти наш край, то понадобится 13 суток!

2 ведущий

            Неоглядные равнины  сменяются холмистыми возвышенностями, бесконечные  приазовские лиманы  манят в свои тихие заводи. Чаруют своей красотой великолепные Кавказские  горы и альпийские луга, завораживают  своей таинственностью глубокие горные  каньоны, радуют глаз  голубые озёра.

1 ведущий

            Теплые, ласковые  Чёрное и Азовское моря  омывают нашу кубанскую землю. Живительной влагой поят её  реки и водохранилища. Древняя земля... Знала она оседлые  и кочевые племена, влекла своим богатством предприимчивых  сынов Эллады и Византии. Сотни племён и народов находили здесь своё пристанище.

 

2 ведущий

            Отсюда  уходили в походы воинственные скифы, сюда же возвращались  они с добычей. В кубанской земле нашли свой покой  скифские цари.  О пребывании в нашем крае половцев свидетельствуют половецкие изваяния.

1ведущий

            Познала наша земля нашествие монголо-татарских орд, грабили её феодалы Турции и крымские ханы.  Она - молчаливый хранитель многих исторических событий.

2 ведущий

            В конце 18 века ступили на славную землю казаки. В нелегких условиях строился их быт, осваивались территории. Но главную задачу, которую ставила перед казачеством великая Екатерина, нести службу пограничную, запорожские  рыцари выполнили.

1 ведущий

            Жемчужиной России  называют  Кубань. Огромные богатства хранит она  в своих недрах: нефть и природный газ, гранит, мергель и мрамор, песчаники и известняк,  железные и медные руды, йод, графит... Все полезные ископаемые нам сейчас не перечесть.

2 ведущий

            Но главное богатство нашего края - народ. Народ - труженик, народ-защитник.                               Посмотрите вокруг - зачарует краса:

                         Нету края прекраснее нашего!

                        Золотятся хлеба, зеленеют леса,

                        Даль морская лазурью окрашена.

                        Вспыхнет зорька в горах-

                        Брызнет радость из глаз,

                        Словно к счастью душа прикасается.

                        А какие сады на Кубани у нас!

                        А какие девчата-красавицы!

(Звучит песня «Кубаночка»)

1 ведущий

            Красивы и  самобытны  города и станицы  нашего края. Они сравнительно молоды. Но имеют свою славную историю. Краснодар- столица края, культурный, промышленный и административный центр. Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа, Горячий Ключ - замечательные  российские курорты. Новороссийск-город воинской славы, город-герой. Город, о котором сейчас пойдёт речь, знаменит тем, что именно с его окрестностей начиналось освоение кубанских степей казаками-запорожцами в октябре 1792 года. Этот город основывался как город-порт. О нём написано немало прекрасных  стихов и песен:

                        Вечер тихий и синий,

                        Веки сомкнул над землёй.

                        Ты самый родной и красивый,

                        Сиреневый город мой...

2 ведущий

            Конечно же, вы все узнали, о каком городе идёт речь, о нашем удивительном городе Ейске.

                        С детства в нём всё знакомо-

                        Улицы, клёны в ряд.

                        Вдали от родного дома

                        Снится мне город-сад

                        Слышится ночью лунной

                        Синего моря плеск

                        Здравствуй, мой вечно юный,

                        Сиреневый город Ейск!

1 ведущий

            А сейчас, ребята, вам представится возможность показать себя в знании родного края. (Набирается 2 команды по 4 человека)

                                   Вопросы к командам:

1 команда                                                                 2 команда      

  1. Год образования края (1937)                      1.Год образования Ейска(1848)
  2. Какие моря омывают наш край?                2.Самая крупная река края
  3. Столица края?                                              3. Прежнее название Краснодара?
  4. Расстояние от Ейска до Краснодара          4. Расстояние от Ейска до Москвы?
  5. Назвать города-порты.                                5. Назвать города-курорты.

Ну что же, вы прекрасно справились с заданиями. А теперь ответьте, какое слово, связанное с нашим краем, пишется и справа налево, и слева направо одинаково? Правильно,  это слово-казак. Казаки  умеют не только славно воевать и трудиться, они и веселятся от души. Колоритен казачий быт, своеобразна речь, неиссякаем юмор (стук в дверь, входит казак с топором, начинается инсценировка «Как казак кашу варил»)

Казак:            

Здравствуйте, люди добрые! Вижу-вижу, вы собрались повеселиться! Ну, смех смехом, а на пустой желудок долго не посмеёшься... Вижу, здесь у вас есть хозяйка хорошая, да пригожая  (закручивает ус)... Может,  накормишь служивого?

Хозяйка-казачка:

Нет, пусто в моём доме. Ни крупы, ни масла, ни соли... Иди себе с Богом, служивый!

Казак:

Ну а вода хоть найдётся у тебя?

Хозяйка-казачка: Да вода найдётся (подаёт).

Казак: Ничего, сварим кашу из топора (хитро подмигивает), а чтобы ты подобрела, хозяюшка, распотешим, повеселим тебя немножко. Согласны, ребята, помочь мне? Ну ка, певуны, выходите и нас с хозяйкой повеселите!

(исполняется песня «Ты ж менэ пидманула...», хозяйка подпевает)

Хозяйка-казачка: Ой, милок, кажись,  я вспомнила... Есть у меня крупы совсем немного.

Казак: Ну вот, дело веселей пошло. А мы пока  небылицы послушаем (выходят 2 казака)

1 небылица:   -Где ты ходишь, брат Григорий?

                       -Да в горнице.

                       -А что делаешь?

                       -Петру помогаю.

                       -А что Петр делает?

                       -Да на печи лежит!

2 небылица:   -Степан, ты не видел моего телёнка?

                       -Рыжего?

                       -Да, рыжего!

                       -С белым пятном на лбу?

                       - Ну да, с белым...

                       - С маленьким колокольчиком на шее?

                       -Да, да!

                       -Нет, сосед, такого не видел.

3 небылица:   (выходит казачка)

                       -Сынок, ты мёд ел?

                       -Нет, маманя, не ел.

                       -А вот брат говорит, что сам видел, как ты ел.

                       -Врёт! Да когда я ел, никого же  дома не было!

Хозяйка-казачка:       Ой, я вспомнила! Там у меня масла чуток залежалося...

Казак, (потирая руки) А ну, гармошка, повесели немножко, (хитро) чтоб она ещё больше подобрела (каша-то еще не поспела)

(выходят девочка и мальчик, исполнители частушек)

Вместе:           Мы частушек много знаем

                       И хороших, и плохих.

                       Хорошо тому послушать,

                        кто не знает никаких!

 

Девочка:         Начинаю запевать

                        Первую, начальную,

                       Я хочу развеселить

                       Публику печальную.

Мальчик:        У милашки русы косы

                       Ниже пояса вились.

                       Вот за эти русы косы

                       Мы с товарищем дрались

Вместе:           Ой, гармошка-щебетушка

                       На 12 голосов

                       Гулять будем, гулять будем,

                       До 12 часов!

Девочка:         Как  мой миленький ушёл,

                       Я истосковалася,

                       Было 30 килограмм (ов)-

                       50 осталося.

Мальчик:        Ой,  девчоночка моя,

                       Моя ласковая,

                       Из карманов деньги все

                       Повытаскивала.

Девочка:         Баяниста Петеньку

                       Давно я заприметила

                       Играет он старательно,

                       Моргает завлекательно.

Мальчик:        Дай, Бог, снежку,

                       Гладеньку дорожку,

                       Неудача что б ушла

                       От мово окошка

Девочка:         Ты прости, дружочек Петя,

                       Что тебя обидела,

                       Я пирог твой откусила,

                       А тебя не видела.

Мальчик:        Не дремлю я, замечаю

                       Ту, котора всех милей.

                       Ту, которая, девчата,

                       Всех танцует веселей.

Хозяйка-казачка:       Да что ж это наша каша несолёной будет!

Вот тебе, казак,  соличка, чтоб каша вкусной была.

Казак:

Ну, что ж, вот каша и готова. Прошу дорогих гостей отведать казачьей каши. Потому как у нас на Кубани говорят: «Гость доволен-хозяин рад!» (Кланяются в  пояс он и казачка)

                       Ты цвети, моя  Кубань,

                       Становись всё краше!

                       Не уронит честь казачью

                       Поколенье наше!

2 ведущий

  Вот и настала пора нам расставаться. Сегодня мы  с вами говорили о нашей родине-Кубани. И не так уж важно родился ли ты в крупном городе или в маленьком посёлке, главное, сохранить через  долгие годы любовь к родной земле, к тому месту, где ты родился и рос.

            1 ведущий:

                        О родине – негромко говорю:

                        Ведь о большой любви кричать не надо.

                        Она – моя отрада и награда,

                        Скажу о ней – молитву сотворю:

            2 ведущий:

                        Будь вечно в благоденствии и славе,

                        Дай сил тебе Всевышний мир хранить,

                        Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво

                        И пред тобой себя не уронить!

            1 ведущий:

                        Кубань, моя родная сторона,

                        К тебе тянусь я сердцем неизменно,

                        Да будет прошлое твое нетленно,

                        В трудах своих о, будь благословенна,

                        Кубань, моя родная сторона!